НАСТАВНИКИ ВОКРУГ, А НАМ НАДО НЕ ЗЕВАТЬ

c9a5245ea7c90ccc60fe6e2e27841cff[1]

В настоящее время в Томске реализуется проект «Профессор-ментор, наставник, инвестор», инициатором которого выступает консорциум томских университетов и научно-образовательных организаций. Мне посчастливилось принимать участие в мероприятиях этого проекта, в частности я принимал у себя на предприятии участников «Чая с профессором» и проводил экспертизу проектов молодых ученых. Я получил массу впечатлений и эмоций от участия в мероприятиях проекта. Наставничество – это потрясающая технология общения, передачи опыта и знаний, причем как для молодого человека, так и для самого наставника. Сегодня, имея определенный багаж знаний и опыта научной и предпринимательской деятельности, я уже могу выступать наставником для подрастающего поколения. А ведь в моей жизни тоже были наставники, которые сыграли определяющую роль на каждом этапе моего пути. Вот об этом я и решил рассказать в рубрике «Слово профессору».

 

 

Есть такая шутка относительно заповедей, полученных Моисеем от Господа на горе Синай. Десять заповедей были надиктованы для высечения на камне, а последнюю на дорожку Господь дал в виде устной: «Не зевай!». Наставники вокруг, а нам надо не зевать.

Случай предоставляется постоянно, но мы можем его либо не видеть, либо по разным причинам упускать. Если ты с детства приучен к внимательности и упорству, ты будешь пытаться реализовывать каждый случай. Для меня такими случаями были – уход по собственному решению в 9 классе из одной средней школы в другую, в единственный в городе математический класс. Случай предоставлялся, но для входа нужно было сдать через 2 недели зимних каникул всю школьную программу по математике, они ее уже прошли. Пришлось наверстать и сдать.

Потом было много «Случаев» – и с выбором ВУЗА, и специальностью – между клинической и экспериментальной медициной, и с выбором Учителя, а точнее – учителей на разных жизненных этапах, жены – ведь за каждым успешным мужчиной, как известно, стоит Женщина, и именно с большой буквы; с выбором остаться в стране, когда Перестройка нарушила финансирование науки в России, а за рубежом стали появляться заманчивые предложения. Его Величество Случай позволил создать собственный бизнес. А уж войдя в бизнес приходится вставать и ложиться с мыслями о принятии очередного решения в связи с очередным «случаем». Эти случаи могут гонять тебя хаотично, как молекулу в Броуновском движении, а могут подталкивать вперед, если ты осознанно задаешь вектор и выбираешь «свой» случай. Очень важно научиться никогда не останавливаться в этом выборе и постоянно учиться на своих и чужих ошибках правильно выбирать. Как только решишь, что наконец научился и можно расслабиться – ты пропал, начнешь ошибаться.

Те люди, которых я выбирал и выбираю до сих пор в наставники, и которые меня не отвергали, оказали существенное влияние на меня и мою жизнь. Это закладывалось с детства и первыми наставниками были родные, учившие нас без всякого назидания своим примером. Так, я на всю жизнь запомнил, как в непростое послевоенное время бабушка тайком, чтобы не видели соседи, передавала еду жене сапожника, жившего по соседству. Эта семья жила в полуподвальной комнате с земляным полом, лавками и строганым столом. У ребятишек, товарищей моих, детских игр было много, а еды — мало. Бабушка не хотела ни их, ни соседей смущать своими поступками. А дети приметливы и быстро учатся на таких примерах отношению к окружающим. Вот, мой отец 14-летним парнишкой сбежал из деревни, которую в 41 году заняли фашисты, на фронт и прослужил в армии 7 лет. С таким перерывом в обучении после 8 класса он нашел своих родных в эвакуации в Сибири, демобилизовавшись из Армии из-за перелома позвоночника, и пошел сразу в 10 класс вечерней школы, ведь днем нужно было зарабатывать на жизнь. Так в корсете и на работу, и на учебу ходил. Сумел все наверстать, поступил в институт, женился, завел еще в студенчестве 3-х детей и вскоре после окончания ВУЗа возглавил проекты электрификации железных дорог Сибири и дальнего Востока; мы его не видели дома по полгода, все командировки. Ему и в голову не приходило говорить кому-то, что он инвалид войны, сетовать на трудности, наоборот он многого достиг, с удовольствием идя к своим целям. Вот наставничество того, кто рядом, если ты хочешь учиться на этих примерах. В семье обсуждалось в тайне от детей, которые все слышали и мотали на ус, что, когда его, молодого выпускника ВУЗа, отказались в проектном институте принимать в партию якобы из-за отсутствия квоты для интеллигенции, он заявил, что пойдет в обком и добьется своего, чтобы в партии были и честные люди; и добился, и партбилет не порвал при Перестройке, поскольку ему не было стыдно за свои дела. Такие примеры запоминаются детьми на всю жизнь. Их много, но нужно научиться их видеть.

Мое несколько неожиданное попадание после ВУЗа на кафедру фармакологии было одним из тех самых случаев, ведь я все годы обучения в институте ходил в кружок кафедры биохимии и туда был приглашен в аспирантуру. Но вот – случай, и меня известный профессор-биохимик Сальник Беатриса Юзефовна порекомендовала лаборантом на кафедру фармакологии к профессору Саратикову Альберту Самойловичу, с которым мы не были даже знакомы. Я только потом, во время работы на кафедре, понял с каким необыкновенным человеком, выдающимся ученым мне посчастливилось оказаться рядом. Он своим примером во всем, отношением к делу, к коллегам, к друзьям и родным (мы все были очень дружны и близки на кафедре) задавал такой тон, поднимал такую «планку», что формировал молодого сотрудника на всю последующую жизнь. Предполагаю, что неизлечимое хроническое заболевание «Перфекционизм» я подцепил именно тогда, на кафедре, ведь Альберт Самойлович учил нас делать все самым наилучшим образом.

Еще один Случай – выбор в качестве научной тематики энергетический обмен головного мозга. Мозгом занимались на кафедре, а в кружке биохимии я освоил некоторые методы изучения энергетического обмена. Профессор Саратиков всегда предлагал молодежи сделать свой выбор, вот я и сделал. Через год стало ясно, что в Томске, да и по эту сторону Урала мне не с кем стало обсуждать результаты работы. Так получилось, что тот же случай помог познакомиться с уникальной, изданной в Пущино книжкой по революционному тогда методу изучения энергетического обмена. Все пришлось делать самому – электроды, прибор, вспомогательное оборудование. А для обсуждения результатов Альберт Самойлович послал меня в Пущино, в НИИ теоретической и экспериментальной биофизики российской академии наук к соавтору и редактору той самой книги – профессору Кондрашовой Марии Николаевне. «Верительную грамоту» к ней написал заведующий кафедрой биохимии, профессор Удинцев Николай Александрович, под руководством которого я занимался в пору студенчества в кружке.

Мария Николаевна стала моим учителем в биохимии и биофизике, под ее руководством и профессора Саратикова я защитил и кандидатскую, и докторскую диссертации. Профессор Кондрашова своим кругозором, независимостью мышления, способностью к глубоким обобщениям, умением выйти за принятую точку зрения помогла мне сформироваться как ученому. Она, как и профессор Саратиков, стали для меня не только учителями, но и близкими друзьями.

Мария Николаевна ввела меня в круг мировой научной элиты. Например, познакомила с американскими профессорами, основоположниками биоэнергетики как науки – Митчелом и Чансом. Первый получил нобелевскую премию за создание хемиосмотической теории, объясняющий процесс образования энергии в митохондриях – энергетических станциях клеток всех организмов, а второй – отказался с ним ее делить, считая, что Митчел не прав.

Ну, Бриттон Чанс мог себе это позволить, его авторитет в мировой науке был непререкаем, а за свою без малого столетнюю жизнь он сделал в науке столько, что мало кто может сравниться. Выходец из аристократической элиты США, миллионер, чемпион олимпийских игр по парусному спорту 1952 года, человек, именем которого при его жизни было названо здание исследовательского центра, весь верхний этаж которого занимала его лаборатория в пенсильванском университете в Филадельфии, США — частном учебном и исследовательском заведении, входящем в элитную Лигу плюща, и основанном в 1740 году Бенджамином Франклином. Последний раз я был у него в лаборатории, когда Чансу исполнилось 92 года, хотя на вид никто не дал бы больше 70. Он сохранял поразительную работоспособность – приезжал в университет на велосипеде и активной работой задавал тон молодым; за ним еле поспевали 3 секретаря, которым он постоянно передавал диктофоны с надиктованными текстами, высказанными соображениями. Ни одна минута не проходила даром. В последние годы он занимался созданием очередного прорывного направления в науке – квантовой биологией.

Я не принял предложение Чанса переехать в США для работы в его лаборатории, но многие годы мы поддерживали переписку, которая давала возможность быть на переднем крае мировой науки, учиться у великого ученого и человека тому, как можно быть успешным в жизни.

Профессор Гольдберг Евгений Данилович пригласил меня, молодого сотрудника кафедры фармакологии томского медицинского института на создание в 1984 году в Томске нового научно-исследовательского института фармакологии сибирского отделения академии медицинских наук. Мне было предложено заняться материально-технической базой будущего института – купить все необходимое оборудование и реактивы. Заодно нужно было решить задачу – какое именно оборудование и реактивы будут нужны новому НИИ. Как все предыдущие учителя, Гольдберг не осуществлял мелочную опеку, он ставил задачу в целом и наделял полномочиями, зорко следя за достижением результата. Он был жесткий руководитель, но при этом давал возможность обратиться к нему лично в любое время, если дело того требовало. Также он смело выводил при необходимости для решения задачи молодого и еще неопытного сотрудника на уровень первых руководителей в Министерстве здравоохранения, академии медицинских наук, в профильных НИИ. Почти два года ушли на то, чтобы выделенная государством валюта была потрачена наилучшим образом. Лучшие по тем временам приборы обеспечили долгие годы успешной работы институту фармакологии, а созданная и возглавленная мною лаборатория молекулярной фармакологии соответствовала по оснащению самым высоким международным стандартам. Приобретенный бесценный опыт создания нового НИИ, организации лаборатории, ведения фундаментальных и прикладных тематик позволил в последующем создать собственный исследовательский центр. Безусловно, что каждый из учителей на этом пути внес свою лепту в продвижение в выбранном мною направлении. Трудно сказать в какой мере определяющей в моей жизни была роль каждого из моих дорогих учителей, но без них я точно был бы другим.

Молодому человеку обязательно нужно иметь возможность у кого-то учиться, с кем-то советоваться. И тут вполне оправдывает себя русская поговорка: «С кем поведешься, от того и наберешься». Очень важно кто именно твой наставник, ведь ты не сможешь почерпнуть у него больше, чем он сам знает и может. Не менее важно быть готовым чему-то научиться, принять совет. При этом обязательным условием является формирование собственного взгляда на жизнь, своих целей. В противном случае ты не сможешь перерасти своего учителя, наставника. А ведь каждый настоящий учитель мечтает именно об этом, об ученике, который сможет пойти дальше.

При этом, на мой взгляд, старший коллега становится наставником в тот момент, когда его выбирает для этого младший. Принудительное наставничество возможно, но мне ближе собственный выбор того, кто ищет свой путь.

Если говорить о формах развития наставничества, думаю, что годятся любые формы, но лучше всего что-то делать вместе. Дело очень сближает, позволяет перенять то, что требуется.

Лично мне интересно общение с молодежью, но при условии готовности молодежи к этому общению и наличии с их стороны стремления к этому. Я ценю свое время и стараюсь в решении задач идти вперед с теми, кто является единомышленником или старается им стать. Тогда возникает синергия и можно достичь большего, чем разрозненной командой. Тут самое место для молодых, и у нас их большинство в коллективе. Но попасть в команду нужно суметь. Примерно так, как я в свое время пришел в математический класс. И молодые, стремящиеся чего-то достичь в жизни приходят постоянно. Это радует и дает вкус жизни.

 

Для справки: ООО «Инновационные Фармакологические Разработки» (Ифар) — ведущая организация группы компаний по разработке лекарственных средств. Компания основана в 2004 году при поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника), как предприятие по разработке лекарственных средств. С 2009 года «Ифар» включен Минздравом России в федеральный Перечень организаций и учреждений, осуществляющих доклинические исследования лекарственных средств. В 2012 году компания стала участником проекта «Сколково» и вошла в состав организаций инновационного территориального кластера «Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии». В 2013 году «Ифар» присвоен статус аккредитованного центра коллективного пользования «Технопарк Сколково» по разработке лекарств. Всего за период с 2007 по 2015 годы создано 18 spin-off-компаний реализующих проекты по разработке инновационных лекарственных препаратов (они защищены патентами России, стран СНГ, ЕС, США). На сегодняшний день в структуре компании имеется R&D центр по доклиническим и клиническим исследованиям лекарственных средств, и лицензированное производство лекарственных препаратов для медицинского применения. За последние шесть лет выполнено более 100 исследований для российских и зарубежных заказчиков. Сегодня в инвестиционном портфеле Ифара 18 проектов инновационных лекарств в разной степени готовности (антиагрегант, антиаритмик, анальгетик, антидепрессант, антипаркинсонический, противовоспалительный, противовирусный, противоопухолевый, препарат для лечения болезни Альцгеймера и др.).

Хазанов Вениамин Абрамович

Доктор медицинских наук, профессор, создатель и генеральный директор группы компаний «ИФАР»

 

http://unitomsk.ru/proekt-professor-mentor-nastavnik-investor/slovo-professoru/hazanov/

 

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов»

da324b5f3ab9ecab633e3d776bf113e1[1]